До эфира
д : ч : мин

«Карманный» Бог несмиренного человека

«Карманный» Бог несмиренного человека

На колени? Нет, только когда все плохо, когда все идет не так, как я того хочу. А пока, пока я буду ходить с высоко поднятой головой и радоваться тому, что я такой, можно сказать, хороший человек. В моменты сильного сокрушения всегда поражаешься своему внутреннему устройству: в буднях Бог кажется тебе товарищем, ты с Ним на короткой ноге в тихие периоды жизни, когда нет острых нужд и огорчений. Стоит же им появиться, как теряется почва под ногами, рушатся представления о себе как о сильном человеке, Бог сразу взмывает до небес в Своем величии, которое ты у Него отобрал, поместив Бога «в карман».

Почему так происходит? Почему нам удобно иметь такого Бога, с Которым легко договориться, Который легко согласится на наши условия, Которым легко управлять? Не ошибусь, сказав, что в основе такого мышления и поведения человека лежит его гордость.

Гордость… Что она собой представляет? И какова ее природа? В мире под гордостью обычно понимают наличие у человека самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В этом определении ничего плохо нельзя обнаружить, ведь человек создан по образу и подобию Бога, и его сопричастность с Божественной природой дает ему право на такое отношение к себе. В жизни же часто сталкиваешься с тем, что сам человек, автономно, создает в себе почву для гордости, без связи с Богом, и там мы неизбежно найдем болезни человеческой души: надменность, гордыню, тщеславие, высокомерие.

Библия категорично относится к гордости в людях: «Бог гордым противится», «гордость человека унижает его», «возвышающий себя унижен будет». Бог ревностен в отношении Своего права быть Владыкой и Царем человеческой жизни: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иеремия 17:5). В глазах Бога гордость есть греховная составляющая падшего человеческого естества, которая противится Ему и претендует на то, что человек может встать на место Бога, Единого Творца всего видимого и невидимого. Такой человек говорит в сердце своем: «…силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен...» (Исаия 10:13). Господь вопрошает его в ответ: «Величается ли секира перед тем, кто рубит ею? Пила гордится ли тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!» (Исаия 10:15). Пророк Исаия предвидел, каким будет конец этого мира, где культивируется человеческая гордость: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено…» (Исаия 2:11).

В своей книге «Смирение – сокровище святых» Эндрю Мюррей пишет: «…наше спасение может состоять только в обновлении утраченного смирения, как первоначального и правильного отношения к Богу». Так значит, что-то с нами не так, что-то в нашей жизни неправильно и нуждается в изменении? Естественно, ведь раньше, живя без Бога, мы полагали в основание своей жизни свои способности, амбиции, свою силу. Приняв Иисуса в свое сердце, мы должны сделать Бога краеугольным камнем, отрекшись от своего эго.

Но как человеку обрести смирение перед своим Творцом, если дух гордости вошел в его сердце и усилиями одного человека не может быть искоренен? Бог нашел выход: «Иисус пришел, чтобы возродить на земле смирение, привить нам его заново, и, таким образом, спасти нас. Ради этого Он отверг Себя, оставил славу Божью и стал человеком, – продолжает Эндрю Мюррей. – Смирение, которое мы видим в Нем, наполняет Его не только в небе, оно привело Его также к нам, на землю. Здесь Он «уничижил Себя Самого и смирил Себя, быв послушен даже до смерти» (Филлипийцам 2:7). Смирение наполняет Его смерть бесконечной ценностью, благодаря нему смерть Иисуса стала источником нашего спасения. Спасение, которое Он дает сейчас – не что иное, как дар Его собственной жизни. Его смерти. Его образа мыслей. Его духа и Его собственного смирения по отношению к Богу. Иисус встал на место падшего человека и своей жизнью исполнил в совершенном смирении то, для чего Бог предназначил человека как свое творение. Его смирение – это наше спасение. Его спасение – это наше смирение».

Парадоксальное противоречие: человек стремится в своей жизни на земле встать на высокое основание, занять в обществе высокое положение, добиться славы и признания в то время как Иисус Христос сделал все наоборот для того чтобы получить нетленный венец славы на небесах от Отца. Человек стремится занять высокое место, Бог же говорит: «…всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки 14:11).

Даже верующие люди забывают этот закон. И в своей жизни стремятся быть везде первыми, не всегда имея осознание того, что их труды – это милость Божья, а не порождение их собственной воли и разума. Верующий гордый человек может иметь даже «договоренность» со своим «карманным» Богом относительно того, что он смирен, хотя на самом деле это не так. Часто верующий гордый человек не ощущает своей гордости до тех пор, пока не настанет чрезвычайная ситуация, когда он буквально падает в воздух, ведь рушится его ненадежная постройка, пьедестал собственного «я».

«В жизни каждого спасенного должно быть видно освобождение от греха и полное восстановление первоначального положения человека: все его отношения с Богом и людьми должны быть проникнуты смирением. Без смирения нет твердости веры, нет настоящей любви, радости и силы, нельзя действительно пребывать в присутствии Божьем, невозможно переживать Его благость и силу Его Духа. Только на почве смирения вырастают все дары благодати. Отсутствие смирения – это достаточное объяснение любой слабости и каждого ошибочного шага, ибо смирение не просто один из даров или добродетелей, но только оно ставит нас в правильное положение перед Богом и открывает Ему свободу действий, – рассуждает Эндрю Мюррей. – Смирение не есть что-то, что мы должны принести Богу, как дар; это только осознание нашего полного ничтожества. Оно рождается тогда, как мы признаем, что Бог – действительно все. Таким образом, мы открываем Богу путь, на котором Он может стать всем в нас».

В игре нашего эго, которое, как маятник, колеблется из стороны в сторону от неуверенности в себе до гордыни, есть только один выход, и этот выход – смирение. Смирение своего ума перед мудростью и величием Бога, признание себя пустотой перед Ним. Бог сегодня, как и много лет назад, спрашивает у каждого из нас, как и у раба Своего Иова: «…где ты был, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это».    


Елена Шумилова

Поделиться