«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона»
(Галатам 5:22-23)
Любовь
Слово «
любовь» соответствует греческому слову
agape (агапэ). Любовь-
agape резко отличается от той любви, которую знает мир. Это любовь, которая всегда отдаёт, даже если никогда не получает ответной любви, благодарности или признания. Потому что любовь
-agape основана не на
взаимности,
а на
решении. Это решение любить всегда, не ожидая ничего взамен. Такая любовь отличается от любви, которая обозначается греческим словом
phileo.
Любовь-
phileo можно встретить чаще всего: это любовь, которая не дорого стоит. Она всегда ищет взаимности и рассуждает так:
«Я буду любить тебя, если ты ответишь мне тем же» .
А любовь-
agape – это высшее проявление любви. Она говорит:
«Я всё равно буду любить тебя, даже если ты никогда не посмотришь в мою сторону». О такой любви говорится в Евангелии:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...»
(Иоанна 3:16)
Это означает, что
Бог возлюбил мир, не ожидая ничего взамен. Он избрал нас, когда мы были мертвы в своих грехах и совсем не стремились к Богу! Он послал Своего Сына умереть за нас, когда мы погрязли в грехе! Мы не искали Бога, наша праведность была, как запачканная одежда, и тем не менее, Он возлюбил нас.
Мы не знали Его и не могли ответить Ему любовью, потому что утопали в грехах. Бог Сам пришёл к нам! Так действует истинная любовь.
Любовь всё терпит, мирится с недостатками и никогда не перестаёт это делать. Любовь не знает, что такое сдаваться. Несмотря на все обиды, любовь-
agape никогда не скажет:
«Всё, с меня хватит! Я больше не буду терпеть этого человека и стараться что-то для него сделать!» Это плотская реакция, которая говорит о том, что чувства человека задеты.
Любовь-
agape говорит так:
«Я с тобой, и я не оставлю тебя несмотря на все твои недостатки. Я никогда не брошу тебя, как бы ты ко мне не относился. Я не сдамся, чего бы мне это ни стоило!» Вот что значит
«всё переносить». Нам часто не удаётся проявлять такую любовь, поэтому нам нужна помощь Святого Духа. Сами по себе мы неспособны любить так бескорыстно. Вот почему Павел пишет:
«Плод же духа: любовь…»
(Галатам 5:22)
Единственным
источником совершенной
любви-
agape является
Святой Дух. И есть только один способ, как эта любовь может действовать в нас и через нас – мы должны подчинять себя Святому Духу и просить Его давать нам такую любовь. Тогда Его жизнь начинает течь через нас: плодом этой жизни будет любовь-
agape. Попросите Святого Духа дать Вам такую любовь. Каждому из нас нужно совершенствоваться в этой любви.
Радость
Святой Дух знает много способов, как помочь нам в отчаянных обстоятельствах. Один из них – это радость. Радость, которую даёт нам Святой Дух, и обычное человеческое счастье – это совершенно разные понятия. Человек счастлив, когда всё складывается наилучшим образом, когда он удовлетворён жизнью. Это очень приятное, но изменчивое переживание. Достаточно одного неприятного известия, недоброжелательного взгляда коллеги, резкого слова супруга или счёта за электроэнергию, который оказался больше, чем вы ожидали, – и ощущение счастья улетучивается в мгновение ока! А
радость, которая приходит от Господа, не зависит от обстоятельств. Наоборот, чем труднее обстоятельства, тем сильнее она становится.
Греческое слово
chara –
«радость», происходит от
charis –
«благодать». Как видите,
источником радости является Божья благодать. Такая радость – это не обычное человеческое счастье, а плод Святого Духа. В трудные времена она проявляется с особой силой.
Человек может испытывать счастье, радостное волнение, воодушевление, быть в приподнятом настроении и веселиться, но всё это лишь проявление эмоций. Радость же, которую даёт нам Святой Дух, усиливается в самые тревожные, опасные и тяжёлые периоды нашей жизни.
Верующие, перенося тяготы гонений и преследований, в то же время испытывали необъяснимую радость, источником которой был Святой Дух. Павел даже называет это «
радостью Святого Духа».
Самое большее, что может предложить мир – это временное счастье. Но
если ваш дух возрождён, вы можете радоваться независимо от обстоятельств. Более того, если вы оказываетесь в сложной ситуации, эта радость растёт, противодействуя натиску дьявола! Благодаря этой радости вам не страшны никакие трудности!
Мир
В Новом Завете много примеров, иллюстрирующих мир, который даёт Святой Дух. Вот один из них. Павел плывёт на корабле и попадает в сильный шторм:
«Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам»
(Деяния 27:14–15)
И в момент всеобщего отчаяния Павел сказал:
«Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: “не бойся…”»
(Деяния 27: 22–24)
Павел получил слово от Бога, и его сердце наполнилось миром, благодаря которому Павел, подобно скале, устоял в опасности, а его уверенность придала силы всем на корабле!
Мир является плодом Святого Духа.
Значение слова
eirene –
«мир»: целостность, полнота и душевное спокойствие независимо от внешних обстоятельств,
внутренний покой посреди хаоса. Когда человека наполняет такой мир, он чувствует себя уверенно и может сохранять спокойствие в крайне напряжённой, стрессовой обстановке.
Если вы позволите Святому Духу работать в вашем сердце, то в трудные моменты жизни вас не одолеют горькие чувства, а наполнит радость и мир. Эти плоды Духа сильны помочь вам оставаться радостными, спокойными и уравновешенными в ситуациях, когда без поддержки Господа вам просто не выдержать. Помолитесь и попросите Святого Духа наполнить вас радостью и миром.
Долготерпение
Порой люди разочаровывают нас, и наступает момент, когда чаша нашего терпения переполняется. Мы выбиваемся из сил, пытаясь помочь кому-то, но никто не ценит наших усилий. Легко подражать Иисусу, когда нас любят и понимают. Но стоит людям не оценить по достоинству всё, что вы для них делаете, не прислушаться к вашему совету или не поблагодарить за помощь, вы тут же начинаете жаловаться и возмущаться:
«Извините, но я не тряпка, о которую можно вытирать ноги! Я потратил уйму сил и времени, больше не ждите от меня помощи!»
Родители бывают так настроены по отношению к своим детям, учителя – к ученикам, мужья – к жёнам, друзья – к друзьям, пастор – к прихожанам.
Но вывод очевиден: независимо от вашего положения в обществе, того, где вы работаете или что делаете, – если хотите находить общий язык с людьми, вам необходимо долготерпение.
Греческое слово
makrothumia –
«долготерпение», состоит из двух частей:
makros и
thumos. Слово
makros говорит о чём-то длинном, долгом, далёком или продолжительном.
Thumos –
«гнев», означает переполняющие эмоции, чувство глубокой неприязни. Вместе они образуют слово –
makrothumia, означающее
длительное сдерживание гнева, снисходительность, терпение.
Долготерпеливый человек готов снисходительно и терпеливо ждать, пока другие обратят на него внимание, изменятся, прислушаются к его словам.
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»
(Колоссянам 3:12)
Павел говорит: если хотите быть снисходительным, терпеливым и сострадательным к людям, тогда поступайте так! Проявлять долготерпение означает выбрать его подобно тому, как мы выбираем одежду. Если вы не облечётесь в плод Духа, у вас ничего не получится!
«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем»
(1 Фессалоникийцам 5:14)
Быть долготерпеливыми – наша обязанность, так же как вразумлять бесчинных, утешать малодушных и поддерживать слабых. Проявлять долготерпение – долг христианина. Мы ответим перед Богом за то, насколько были терпимы к ошибкам и недостаткам людей, как помогали им стать лучше, а не злились на них и не раздражались!
Долготерпение не свойственно человеческой природе. Мы легко раздражаемся, гневаемся, требуем от других больше, чем от себя, и можем сгоряча наговорить такого, о чём потом будем жалеть. Но Бог говорит нам быть долготерпеливыми!
Если вы не разовьёте в себе долготерпение, вас постоянно будет кто-то или что-то раздражать, в том числе и вы сами! Позвольте Святому Духу помочь вам выработать в себе долготерпение. Вы станете более терпеливы к окружающим, научитесь жить в мире с самим собой и проявлять больше любви и снисходительности к близким людям!
Благость
Греческое слово
chrestotes – «благость», означает относиться к людям по-доброму, по-дружески. Так обычно отзывались о правителях или работодателях, которые проявляли снисходительность, доброту и мягкость по отношению к своим подчинённым. О таком человеке говорили, что он сострадателен, деликатен, полон сочувствия, человеколюбив, добр и великодушен. Апостол Павел называет этим словом непостижимую Божью благость к неспасённым людям.
Когда Святой Дух взращивает в вас благость, вы начинаете думать:
«Что я могу сделать для других? Может быть, мне нужно в чём-то измениться, чтобы людям было легче со мной? Как я могу помочь людям и восполнить их нужды?»
Когда мы становимся гибкими по отношению к окружающим, это результат работы Бога.
Если мы проявляем к людям благость, мы поднимаемся на новый уровень общения с Богом. Именно это качество проявил Иисус, когда ради нас отказался от небесной славы и уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку. Иисус пришёл на землю, пожертвовав всем, Он смирился с необходимостью жить в человеческом теле, чтобы привести нас к Богу!
Думаете ли вы о том, как помочь людям? Задумываетесь ли вы над тем, как изменить свой характер, чтобы стать благословением для других? Духовно незрелый христианин никогда не думает об этом. Он только требует, чтобы все вокруг подстраивались под него! Если вас волнует вопрос, как помочь людям, – это верный признак того, что в вас начинает проявляться плод Духа под названием «благость». А если вы ещё не выработали в себе это качество, сегодня у вас есть отличная возможность попросить Святого Духа помочь вам в этом.
Милосердие
Греческое слово
agathusune — «милосердие», производное от слова
agathos, что значит
«хороший». Слово же
agathusune переводится как
«великодушие, доброе отношение к человеку». Этим словом называли человека щедрого, великодушного, жертвенного. Такого человека ещё называют благотворителем.
Милосердие переполняло сердце Иисуса:
«Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним»
(Деяния 10:38)
Чаще всего проповедники акцентируют внимание на том, что Иисус исцелял, но сегодня я хочу поговорить о том, что Он благотворил.
Иисус заботился о бедных, кормил голодных, расходовал большие суммы денег, принадлежащие Его служению, на восполнение насущных нужд людей. Этим Он показал нам пример того, как заботиться о людях и по мере возможности восполнять их нужды.
Милосердие — характерная черта Бога. Пётр упоминает это качество Иисуса вместе с Его сверхъестественной силой, говоря, что Иисус настолько же желает помогать нищим и нуждающимся, насколько и исцелять их.
Бог хочет, чтобы мы были бескорыстными, самоотверженными и помогали людям менять их жизнь к лучшему. Нам, правда, не всегда этого хочется, и как только появляется лишняя копейка — мы тратим её на себя. Но если мы позволим Святому Духу изменять наш характер, Он научит нас замечать нужды окружающих и быть отзывчивыми.
Плод Святого Духа — милосердие, побуждает человека заботиться об окружающих. Верующий, чувствительный к Святому Духу, замечает нужды людей и стремится восполнить их. Человек, в ком есть этот плод — милосердие, пожалуй, самый отзывчивый благотворитель и щедрый жертвователь.
Вера
Греческое слово
pistis —
«вера», часто употребляется в Новом Завете именно в значении вера, но также оно означает
«человек верный, надёжный, преданный, постоянный». Оно относится к человеку, который заслуживает доверия, посвящён чему-либо, стойкий и решительный. Это описание прямо противоположно описанию человека ленивого, ненадёжного, несерьёзного.
Павел, объясняя Тимофею, как выбирать лидеров для церкви, говорит ему выбирать людей верных. Он употребил слово
pistis, а это значит, что лидеры обязательно должны иметь плод Святого Духа —
верность.
Павел использовал это слово:
«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным»
(1 Коринфянам 4:2)
Этот стих можно перевести так:
«От домостроителей же требуется, чтобы каждый был посвящён своему делу, заслуживал доверия, был надёжным, постоянным, стойким».
Бог высоко ценит такое качество как верность.
Постоянство, твёрдость, надёжность, непоколебимость присущи Самому Богу, поэтому неудивительно, что Святой Дух хочет и в нас воспитать эти качества, если, конечно, мы позволим Ему поработать над нами. Бог верен, поэтому и мы должны взращивать в себе этот плод Святого Духа.
Позволяете ли вы Святому Духу взращивать в вас эти плоды: милосердие и верность? Или вы эгоистичны, меркантильны и тратите все деньги только на себя, потому что вам и дела нет до других? Не считают ли вас окружающие человеком ненадёжным, непостоянным, неверным? Да? Тогда вы не позволяете Святому Духу изменять вас, иначе бы милосердие и верность были бы свойственны вам.
Кротость
Некоторые полагают, что кроткий человек — это человек слабый, робкий, застенчивый, неуверенный, замкнутый. Но это крайне ошибочное мнение.
На самом деле, кротость — это одна из самых сильных черт характера, которая всегда впечатляет людей.
Греческое слово
prautes —
«кротость», описывает отношение и поведение человека сдержанного, терпеливого, незлобивого, способного держать себя в руках, когда его оскорбляют или поступают с ним несправедливо. Слово
prautes указывает на высший идеал, к которому человек стремится. Явная несправедливость может вызвать вспышку злобы у кого угодно, кроткий же человек и в этой ситуации ведёт себя добродушно, мягко, снисходительно и даже дружелюбно.
Слово
«кротость» рисует образ человека с сильной волей, который умеет подчинять свою волю вышестоящим людям. Он вовсе не слабак — он просто сдержанный. Да, у него сильная воля и железный характер, у него есть своё мнение, но он всё же умеет подчиняться людям, которые стоят над ним. Он умеет сдерживать свою волю.
Если Святой Дух воспитывает в вас кротость, то вы остаётесь сдержанными даже в конфликтных ситуациях. Вы не разъяряетесь, не выходите из себя — вы ведёте себя спокойно, не даёте воли эмоциям, даже если с вами обошлись несправедливо. Вы умеете оставаться спокойными и ждёте подходящего момента, чтобы высказать своё мнение. Вы умеете держать себя в руках.
Слово
prautes употреблялось и как медицинский термин, обозначающий успокоительное средство, снимающее нервное возбуждение. Кроткий человек не будет раздражаться, расстраиваться, злиться, реагировать на оскорбления или несправедливость. Он ответит тактично и вежливо, станет, так сказать, успокоительным средством для человека, который зол или чем-то расстроен, сгладит неприятные ситуации.
Скажите, а как вы реагируете на оскорбления, несправедливость, как ведёте себя в неожиданных ситуациях? Не накаляете ли атмосферу, и без того напряжённую? Или же вы несёте мир, видя, что разгорается ссора? Парируете ли вы чьи-то оскорбительные слова или поступки грубым ответом? Или вы всё-таки умеете сдерживать себя, остаётесь спокойными и отвечаете в подходящий момент?
Человеку ничего не стоит рассердиться, но
когда Святой Дух взращивает в вас этот плод — кротость, вы становитесь тактичными и сдержанными.
Воздержание
В чём разница между кротостью и воздержанием?
Напомню, что греческое слово
prautes (кротость) описывает отношение и поведение человека, который может держать себя в руках и не давать воли эмоциям.
Греческое слово
enkrateia —
«воздержание», составное:
en переводится как
«в», а
kratos — «сила». Целиком слово
enkrateia переводится как
«контролировать себя, управлять, владеть собой». Часто оно переводится словом самообладание и означает
«контролировать, сдерживать пыл, влечения, желания».
Кроткий человек может сдерживать себя. И воздержанный человек может усмирять свои аппетиты, желания, пыл, влечения. Он умеет вовремя остановиться, чтобы не переесть, не предаётся излишествам, во всём проявляет умеренность.
Воздержание противоположно плотским побуждениям, влечениям.
Несдержанный человек слишком много беспокоится, переутомляется, переедает, излишествует в удовольствиях и, можно сказать, приближает день своей смерти.
Но если человек позволит Святому Духу изменять его, то Он поможет ему стать дисциплинированным, оставаться здоровым, физически крепким, не поддаваться греховным желаниям, быть уравновешенным и сдержанным.
Теперь, когда вы лучше понимаете значение слов кротость и воздержание, проанализируйте, насколько вы позволили Святому Духу взрастить в вас эти плоды. Умеете ли вы держать себя в руках, умерять аппетиты, сдерживать порывы? Не идёте ли вы на поводу своих эмоций и желаний? Или вы признаёте, что вам трудно сдерживать себя и вы потакаете своим прихотям, слабостям, капризам?
Проанализируйте своё поведение, и вы увидите, кроткий ли вы человек, воздержанный ли. Если вы поймёте, что вам не присущи такие качества, тогда попросите Святого Духа развить их в вас.
Рик Реннер