Пять компонентов веры

«Вера» в переводе с греческого слова пистис означает «убеждённость», «убеждения», а также «уверенность». Поэтому, рассуждая о вере, мы говорим не о принадлежности к какой-либо конфессии, а о взглядах и убеждениях.

Почему важно иметь веру? На это есть как минимум три причины.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»
(Евреям 11:6)

Слово «угодить» в греческом тексте означает «полностью удовлетворить». Бога нельзя удовлетворить без веры. Он не будет доволен, если её нет. В значении слова «надобно» нет даже намёка на неопределённость. Подразумевается, что именно так и следует поступать – приходить к Богу с уверенностью, что Он есть. Речь идёт о понимании того, Кем Бог является: Он наш Отец, Обеспечитель, Целитель, Банкир, Защитник. Он – всё, что нам нужно в жизни. Он – Бог Всемогущий. Фраза «и ищущим Его воздает» говорит о том, что воздаяние получит тот, кто ищет Бога, но очевидным оно будет и для других.

Итак, первая причина, по которой необходимо иметь веру – это угождение Богу. Мы должны устремляться к Нему своей верой, нимало не сомневаясь в том, что Он является Тем, Кем Себя называет.

Вторую причину мы находим в 4-м стихе 5-й главы Первого послания Иоанна:

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша»

Слово «побеждает» означает здесь «завоёвывает», а «победа» – это «способ достижения успеха», позволяющий победить мир. В конце стиха написано, что это «наша пистис» – «наша уверенность», «наша убеждённость». Если у вас есть вера в Бога и Его слово, то, кем бы вы ни были, вы можете побеждать всё, что есть в системе этого мира. Важно понимать, что между Богом и Его словом нет никакой разницы. Бог и Его слово – одно. Почему же Слово так важно? Ответ мы находим в Послании к Римлянам 1:16:

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину»

«Спасение» – греческое слово сотериа – означает «избавление», «безопасность», «освобождение» и «здоровье». И апостол Павел говорит, что в Божьем слове заключена сверхъестественная сила, которая доступна любому человеку, независимо от происхождения, родословия и цвета кожи.

Рассмотрим третью причину необходимости веры:

«Праведный верою жив будет, а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя»
(Евреям 10:38)

Если вы рождены свыше – вы праведны. Об этом говорится во Втором послании к Коринфянам 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою] за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Слово «жив» описывает жизнь человека, основанную на его убеждениях и уверенности в Боге.

Эти слова согласуются с тем, что сказано в 6-м стихе 11-й главы Послания к Евреям: «А без веры угодить Богу невозможно». Богу угодно, чтобы мы поступали по вере, уповая на Него. Вера – это не какой-то быстрый способ избавиться от проблем в случае необходимости; вера – это образ жизни.

Как же нам обрести веру? И вот тут мы подходим к пяти компонентам веры:

  1. Слышать.
  2. Принимать.
  3. Верить.
  4. Говорить.
  5. Действовать.
Разберём каждый из них.

«Итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божия»
(Римлянам 10:17)

Вера – убеждённость, уверенность – приходит от регулярного, повторяющегося слышания. Так приходит вера не только в Бога, но и во всё остальное. Если вы будете раз за разом слушать одни и те же новости, то однажды поверите в них и будете строить свою жизнь соответствующим образом.

Есть два способа постоянно слышать Божье слово.

Первый – это непрестанная проповедь, учение или пение Слова. Под пением я подразумеваю не песни о Слове, а переложение непосредственно слов Писания в псалом. Об этом способе говорится в Послании к Римлянам 10:14:

«Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать в [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»

Регулярно слушая проповеди, учение или пение Слова, мы сможем постоянно наполняться верой. Поэтому так важно посещать церковь.

Переходя ко второму способу, давайте обратимся к 1-й главе книги Иисуса Навина и вспомним предысторию. Иисус Навин оказался в сложной ситуации, ему нужно было стать достойной заменой Моисея. Люди привыкли следовать за тем, кто вызволил их из египетского плена, благодаря кому Бог вёл их в столпе облачном и огненном, кто обладал великой сверхъестественной силой. Но вдруг Моисея не стало, и два-три миллиона человек устремили взор на Иисуса Навина, вопрошая: «Что ты теперь будешь делать, когда Моисея больше нет с нами?» Иисус Навин исполнился страха, именно поэтому Бог и сказал ему:

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон (который в то время был Божьим Словом), который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен…»
(Иисус Навин 1:6-9)

Зачем говорить человеку три раза «будь твёрд и мужествен»? Только если этот человек чего-то сильно боится или чем-то очень обеспокоен. «Как я смогу заменить собой Моисея? Получится ли у меня соответствовать его уровню?»

В 8-м стихе Бог сказал Иисусу Навину, что ответ в Слове: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих…» Слово необходимо говорить! Бог сказал: «Говори (Слово) и поучайся (размышляй) над ним». Как часто? День и ночь, то есть постоянно! Для чего? Чтобы в точности исполнять всё, что оно говорит. И тогда – вот она, награда – «ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».

Слово «успешен» в тексте на иврите означает «устремиться вперёд», «вырваться». Израильтяне блуждали в пустыне сорок лет, а теперь им предстояло вырваться из неё, пересечь реку Иордан и войти в землю обетованную. И здесь говорится: «Если ты будешь поучаться в Слове, говорить его своими устами, представлять, как оно сбывается, то вырвешься на свободу и будешь поступать благоразумно». «Поступать благоразумно» – значит совершать действия, руководствуясь интеллектом, следуя наставлению. «У тебя будут Мои мудрость и водительство», – говорит Господь.

Итак, второй способ постоянно слышать Божье слово – это поучаться в нём, провозглашать его. Библия не предназначена для чтения «про себя». Божье слово нужно читать вслух и говорить самому себе!

Таким образом, чтобы обрести веру, нужно постоянно делать две вещи:
  1. Проповедовать, учить или петь Слово.
  2. Размышлять над ним, как написано, день и ночь.
Ранее я упоминал, что существует пять составляющих веры. Мы уже изучили первый компонент – нужно слышать.

Второй компонент – нужно принять. Можно слышать Слово, но при этом отвергать его, так и не приняв. Принять что-то – значит счесть это правильным, быть открытым к этому.

Иисус делился множеством притч, но одну из них Он назвал самой главной: притчу о сеятеле, сеющем Слово, которую мы находим в Евангелии от Марка. Более того, Он назвал её ключом ко всем остальным притчам (см. Марка 4:13).

Это притча о Божьем слове, которое попадает в почву человеческого духа. В качестве примера здесь используется семя, оказавшееся у дороги вместо того, чтобы упасть на поле и дать урожай. Оно «означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их».

Заметьте, сатана приходит не через какое-то время, а тотчас. Потому что такой человек, услышав Слово, сразу же говорит: «Нет. Я не принимаю этого». И тогда сатане даже не нужно напрягаться. Он просто забирает Слово и похищает его. Вот почему так важен второй компонент.

Итак, первое, что нужно сделать – услышать Слово. Затем нужно принять Слово, полностью соглашаясь с ним, и приготовиться к следующему шагу.

Третий компонент – верить.

«Иисус сказал ему: “если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему”»
(Марка 9:23)

Слово «верить» означает «доверять во всём». Итак, если вы будете полностью доверять Богу и тому, что Он сказал, для вас не будет ничего невозможного!

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать (то есть полностью доверять в своём сердце), что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности…»
(Римлянам 10:9-10)

Вера – это решение. Вы слышите Слово, соглашаетесь с ним, а затем принимаете решение: «Я буду верить всем сердцем в то, что услышал. Я буду полностью доверять Слову». Итак, нужно услышать, принять, поверить.

Четвёртый компонент – нужно говорить.

«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет»
(Марка 11:23)

Глагол «скажет» описывает повеление, приказ, призыв к ответу. Если в вашей жизни есть «гора» – болезнь, нужда, какая-то сложная ситуация – прикажите ей убраться! Вы спросите: «Как это сделать?» Найдите Божье обетование, которое покрывает вашу нужду, примите его в своё сердце (согласитесь с ним) и высвободите его своими устами. Именно так и действует четвёртый компонент.

Пятый компонент – это действие.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он»
(Иакова 1:22-24)

К сожалению, большинство людей спотыкаются именно на пятом шаге. Они слышат, принимают, верят и даже провозглашают, но не поступают по истине. Но эти пять элементов веры работают в совокупности!

Здесь очень показательна история женщины, страдавшей кровотечением, которая описана в Евангелии от Марка:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: “если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею”. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни»
(Марка 5:25-29)

Каким образом эта женщина получила своё исцеление? Применив все пять компонентов! Она услышала, приняла, поверила, произнесла и стала действовать. Но, что важно, – в тексте оригинала мы видим, что она не просто сказала один раз, но говорила и говорила. Чем больше она говорила, тем крепче становилась её вера. И что произошло? Она получила! Получила именно то, во что верила и о чём говорила – прикоснулась к краю одежды Иисуса и была исцелена.

Но обратите внимание на последовательность: эта женщина прикоснулась, а затем «Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: “кто прикоснулся к Моей одежде?”» (см. Марка 5:30). Сначала она высвободила свою веру, а затем Бог высвободил Свою силу. Иисус не сказал ей: «Сила Моя спасла тебя». Но сказал: «Вера твоя спасла тебя» (см. Марка 5:34). Вера, проявленная в действии, является проводником к получению Божьего ответа.

И дьявол прекрасно это понимает. Ему тоже известны слова Иисуса: «Всё возможно верующему», записанные в Евангелии от Марка 9:23. Поэтому враг делает всё, чтобы отговорить вас от жизни по вере. Что же он делает, к каким способам прибегает?

Давайте вернёмся к притче о сеятеле, изложенной в 4-й главе Евангелия от Марка. Ведь помимо тех, кого в этой притче сравнивают с посеянным у дороги, там есть и другая группа людей. О них мы читаем в 16-м и 17-м стихах:

«Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются»

Услышав Слово, эти люди радуются и ликуют: «Какое хорошее Слово!» Но так как они не укоренились в нём, состояние восторга длится у них недолго. Как только приходят испытания или давление, они впадают в сомнения (неверие), претыкаются и отпадают.

Ещё об одной группе людей говорится в 18-м и 19-м стихах: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

Эти люди тоже слышали Слово, но отнеслись к нему неподобающим образом. Слово мэримна, переведённое здесь как «заботы», описывает отвлекающие факторы. Это может быть работа, деньги и даже что-то совершенно безобидное, например, спорт, – всё, что занимает ваше время и владеет вашим вниманием. Отвлечения – одно из орудий сатаны.

Но вот что сказано в 20-м стихе: «А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». 

Почему здесь указаны разные цифры? Потому что люди реагируют с отдачей разной силы. Одни слышат, принимают, верят, говорят и делают изо всех сил, уделяя максимум внимания. А другие – лишь время от времени. То, какую позицию вы займёте по отношению к этим пяти элементам, определит, насколько далеко вы сможете продвинуться.

Важно помнить, что вера приходит от слышания. То, что вы постоянно, изо дня в день, слышите, тому вы и будете верить. В этом мире звучит довольно много голосов. И только вам решать, какой голос будет в приоритете, чьим словам вы позволите направлять вашу жизнь. Если поставите Божье слово на первое место – будете получать Божьи результаты. Больше Слова – больше плода. Мы уже знаем, что Бог и Его слово – едины. Чем глубже вы погружаетесь в Слово, – тем ближе отношения с Господом, и вот уже Его стандарты и ценности становятся вашими.

Ещё нечто важное мы читаем в 26-м стихе:

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он»

Здесь Иисус говорит, что нужно иметь терпение. Бросив семена в землю в понедельник, фермер не ожидает всходов во вторник. И уж точно не переживает, не увидев никакого результата за один день. Он не говорит, что семя, по-видимому, никуда не годится, или что-то пошло не так.

Писание призывает нас подражать тем, «которые верою и долготерпением наследуют обетования» (см. Евреям 6:12). Слово «долготерпение» означает «умение проявлять выдержку с радостью». Не теряйте присутствия духа, даже если подверглись испытаниям, и дьявол пытается сбить вас с ног. Примите решение не унывать, но радоваться, потому что вы верите: «Что бы ни происходило сейчас, я знаю, чем всё закончится. Меня ждёт победа! И сия есть победа, победившая мир – моя вера!»

Иисус сказал, что совсем не обязательно понимать, как это действует. Как Бог всё исправит? Это не ваше дело! Ваше дело – верить Ему. А Его дело – сотворить чудо. Он обратит ваше испытание вам же во благо.

Вот что говорит Иисус в Евангелии от Марка 4:28:

«Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе»

Я называю это «законом развития и роста». Земля – это дух человека. В него погружается Божье слово. Оно достигает его естества, его духа. Дайте ему время. Как тому сеятелю, вам предстоит много раз уснуть и проснуться, прежде чем вы увидите результат. Вы можете не понимать, как всё произойдёт, но со временем результат обязательно будет.

И, наконец, в 29-м стихе мы видим итог:

«Когда же созреет плод (когда произойдёт чудо), немедленно посылает серп, потому что настала жатва»

В этом суть Слова. Жатва – результат в тридцать, шестьдесят и сто крат. Писание говорит, что мы должны ходить верою, а не видением. Мы должны руководствоваться Словом, а не чувствами; Словом, а не тем, что говорят обстоятельства, знакомые или средства массовой информации. Когда мы следуем за Богом, то побеждаем!


Кит Батлер
Поделиться

Другие статьи на эту тему

Смотрите проповеди на эту тему