У денег есть предназначение.
«Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху»
(Притчи 10:16)
С духовной точки зрения не имеет значения, каков размер ваших доходов, большой он или маленький, как вы смотрите на свой достаток и насколько вы им удовлетворены. Важно другое:
1) откуда деньги поступили;
2) куда они направлены.
Дьявол предлагал Иисусу царства и сокровища мира, искушая Его в пустыне. Да, у дьявола есть деньги, и их предназначение, прежде всего, заключается в том, чтобы ввести людей в грех. На глобальном уровне сатана спонсирует свои проекты по распространению греха в мире. И это не должно нас удивлять!
Не стоит обманывать самих себя, играть в Робинов Гудов и зарабатывать деньги нечестивым путем, а потом думать, что на эти средства будут открыты церкви, больницы и детские дома. Так не работает – это грех!
Мы должны закрывать источники финансирования от сатаны (не заниматься деятельностью, ведущей к распространению греха и зависимостей). Конечно, дьявол будет мешать вам, и, возможно, какое-то время вы будете испытывать трудности за то, что сохраните верность Богу. Но мы должны знать: для нас открыты Божьи источники:
«Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы»
(Второзаконие 28:12)
У Божьих денег своё предназначение – прежде всего, это финансирование распространения Евангелия по всему миру, потому что Бог
«хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»:
«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
(1 Тимофею 2:1-4)
Когда мы отдаём десятины Богу и жертвуем на Его цели, Он открывает для нас Свои источники финансирования. Если мы не попадаем в цели Бога – в Его финансовые цели, – что мы делаем? Мы грешим (см. Притчи 10:16)!
ДЕНЬГИ ОТ БОГА
Все деньги, которые Бог дал возможность нам заработать, можно разделить на три группы: десятина, семя и хлеб. Рассмотрим их подробнее.
ДЕСЯТИНА – ЭТО НАШ ЗАВЕТ С БОГОМ
Когда человек отдаёт Богу десять процентов от своего дохода, он тем самым говорит себе, Богу и всем окружающим, что он не является самодостаточной личностью, которая прекрасно может позаботиться о себе, используя лишь свои силы, умения, знания и опыт. Отдавая десятину, человек признаёт Бога источником своих знаний, доходов, обеспечения и всего, что у него есть!
Именно признание Бога Обеспечителем побудило Авраама отдать «десятую часть из всего» (см. Бытие 14:20) священнику Мелхиседеку за четыреста тридцать лет до того, как был дан закон Моисея, содержащий обязанность отдавать десятину. Иаков сделал то же самое за триста лет до появления этой обязанности. Знали ли Авраам и Иаков о том, что всякая десятина на земле принадлежит Господу, о чём впоследствии будет написано в 30-м стихе 27-й главы Книги Левит? Уверен, они знали, что Бог является источником обеспечения, и признали этот факт, отдав Богу десятую часть.
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф»
(Малахия 3:10-12)
Десятина – это не про деньги; она выражена материально, но имеет духовное значение – защиты для нашей жизни, гарантированной Самим Богом.
СЕМЯ
Семя и хлеб – это части одного и того же урожая.
Это можно хорошо проиллюстрировать на примере земледелия:
- семя должно быть посажено;
- оно должно умереть;
- его нужно вырастить;
- в своё время необходимо собрать урожай.
Семя – это и конкретное задание от Господа для участия в Его проектах по распространению Евангелия, и возможность Бога благословить нас в тридцать, шестьдесят или во сто крат. Участвуя в Божьих финансовых целях, мы становимся Его партнёрами. Господь лично заботится о том, чтобы у Его партнёров всегда были семена для финансирования Его проектов, а также Он делает всё для того, чтобы Его партнёры процветали и всегда имели «хлеб в пищу». Семя подчиняется законам урожая – закону сеяния и жатвы.
ХЛЕБ
Чем больше мы посеем, тем больше пожнём, если всё будем делать правильно. Но если мы ничего не сеяли, то и ждать урожая не приходится.
Когда мы благословлены Богом, то у нас есть не только семя, но и хлеб, причём, с избытком.
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу»
(2 Коринфянам 9:10-11)
Иными словами, апостол Павел говорит о том, что семя даётся для сеяния на Божьи дела, а хлеб – для удовлетворения потребностей. Хлеб «подчиняется» законам финансовой грамотности. Мы можем сами съесть наш хлеб, а можем делиться им с другими и получать благословения:
«Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего»
(Притчи 22:9)
«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его»
(Екклесиаст 11:1)
Библия не гарантирует возврат хлеба во сто крат, в отличие от семени, которое возвращается многократно. Мудрый сеятель отдаёт Богу первое и лучшее из своего урожая для того, чтобы «по прошествии многих дней» получить новый урожай. Во время созревания нового урожая сеятель мудро распоряжается запасами предыдущего, применяя законы финансовой грамотности.
Рассмотрим притчу о сеятеле. Возможно, она откроется вам по-новому.
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
Эта притча представлена в 8-й главе Евангелия от Луки, в 4-й главе Евангелия от Марка и в 13-й главе Евангелия от Матфея:
«…вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»
(Матфея 13:3-8)
Сеятель «разбросал» семена в четырёх направлениях или в типы почвы:
- при дороге;
- на каменистые места;
- в терние;
- на добрую почву.
Мы должны избирательно относиться к тому, во что и в кого мы вкладываемся. Наши ресурсы ограничены, и мы не можем зря тратить наши семена. Я слышал, как епископ Рик Реннер назвал этого сеятеля неразумным, ведь большую часть семян он использовал совершенно неправильно – он мог понять, что ни при дороге, ни на камне, ни в тернии ничего хорошего не взойдёт; это понимание мог дать простой анализ. Сеятель мог все свои семена посеять в добрую почву и получить лучший урожай, если бы был более внимателен.
Так и мы с вами должны вкладываться в тех людей и те проекты, которые будут иметь будущее, через которые Бог сможет обильно действовать. Нам нужно искать добрую почву и все старания направлять в неё.
Например, в сфере управления мы должны находить более перспективных людей и наделять их лидерской ответственностью, начинать более тесно общаться с ними и учить их пониманию, как вести людей. Если мы не будем в этом внимательны и избирательны, то будем сеять напрасно, вновь и вновь испытывая разочарование то в людях, то в наших семенах, хотя мы сами просто были невнимательны.
Я верю, что Иисус всегда учил очень практично, и это показывает разумный подход к служению, инвестированию и управлению финансами: нам нужно искать добрую почву и сеять в то, что будет давать плоды.
«Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов»
(1 Царств 15:22)
Не будем разбрасывать свои семена зря – посеем их в добрую почву! Это справедливо как для наших финансов, дарованных нам в управление Господом, так для всех остальных ресурсов.
Дмитрий Боргенс, предприниматель, руководитель служения бизнес-сообщества церкви «Благая весть», г. Москва.